Эндокринология и диабетология

Сахарный диабет является одним из наиболее распространенных заболеваний, только в Германии им страдают более 5 миллионов человек. Наша клиника предлагает широкий спектр для лечения всех форм диабета (диабет типа 1, диабет типа 2, гестационный диабет, вторичные формы диабета, диабет после панкреатэктомии). Наша цель состоит в том, чтобы помочь пациенту в период обострения заболевания, а также проводить регулярный мониторинг для предотвращения возможных осложнений.

Для диагностики и лечения диабета и осложнений с ним связанных специалисты нашей клиники работают в тесном сотрудничестве с кафедрой кардиологии и ангиологии, отделениями хирургии / сосудистой хирургии и физической медицины.

Для больных с синдромом диабетической стопы, хронических ран и полинейропатии (заболевания периферической нервной системы), в клинике проводится специальное консилиумное консультирование и лечение, а также существуют учебные курсы, на которых пациенту объясняются принципы ухода за обувью.

Спектр услуг:

• Терапия диабета таблетками и все формы лечения инсулином, особенно для больных с затрудненным метаболическим контролем
  • Лечение сложных пациентов
  • Индивидуальные и групповые тренировки
  • Диетические рекомендации
  • Диагностика и лечение сахарного диабета, связанного с желудочно-кишечными жалобами
  • Дуплексная сонография
  • Лечение диабетической язвы стопы
  • Лечение диабетической нервной боли
  • Контроль состояния беременных женщин, страдающих диабетом (совместно с коллегами из клиники акушерства и гинекологии )
  • Терапия больных с гипогликемиией

Научные исследования, проведенные в последние годы, ясно показали, что риск инсульта, инфаркта миокарда или почечной недостаточности у пациентов с сахарным диабетом может быть сильно уменьшен путем раннего начала лечения. У многих пациентов сахарный диабет протекает незаметно в течение многих лет, поэтому важно, чтобы люди, имеющие склонность к диабету или высокий уровень глюкозы в крови регулярно проходили специальные обследования для раннего выявления этого заболевания.

Специалисты нашей клиники проводят такие исследования, направленные на выявление сахарного диабета или рисков его будущего возникновения. При необходимости, в любое время может быть начата терапия.

Получение необходимых знаний о своем состоянии имеет решающее прогностическое значение для хронических больных, проходящих индивидуальную терапию в домашних условиях. Поэтому во время стационарного лечения мы предлагаем нашим пациентам курс интенсивной подготовки по борьбе с диабетом. В процессе обучения принимают участи врач-диабетолог, медсестра и диетолог.

Многие пациенты с сахарным диабетом страдают от желудочно-кишечных заболеваний, таких как изжога, отрыжка, вздутие живота, метеоризм, боли, запоры или диарея. Эти симптомы, как правило, вызваны повреждением нерва в желудочно-кишечной области и часто связаны с трудностями гликемического контроля. Наша клиника предлагает современные тесты, для определения точных причины жалоб и быстрого целевого лечения.

Для больных с синдромом диабетической стопы в клиник создана специальная команда профессионалов, в которую входят диабетологи, ангиологи, сосудистый хирург и техники-ортопеды.

Лечение включает в себя:

• Уход за ранами
  • Вакуумную терапию хронических ран
  • Сплит покрытие для больших дефектов тканей
  • Нехирургическое ангиологическое открытие артериальных окклюзий
  • Хирургическое лечение крупных и мелких артериальных сосудов
  • Проектирование специальных костылей

Синдром диабетической стопы (сокращенно ДФС) представляет собой опасное заболевание, которое может привести к таким серьезным осложнениям, как заражение крови и потеря ноги. Вследствие долговременного нарушения содержания сахара в крови происходят патологические изменения в кровеносных сосудах, суставах и нервах. Расстройства циркуляции крови, деформирование костей ног и снижение чувствительности приводят к затяжным инфекциям мягких и костных тканей, и заражению их микробами (рис.1).

Рис.1

Опасность вызывает так же тот факт, что глубинные повреждения ткани часто оказываются более обширными, чем видимые снаружи. Для правильной оценки синдрома диабетической стопы и выстраивания соответствующей стратегии лечения требуется серьезный врачебный опыт.

Точные физические и инструментальные обследования являются предпосылкой для успешной терапии. Их цель состоит в том, чтобы выяснить:

• Если есть нарушение кровообращения?
  • Насколько глубока рана?
  • Если есть бактериальная инфекция?
  • Затронуты ли кости или суставы?

Лечение

Лечение осуществляется в четко определенные этапы. Хронологический порядок в целом выглядит следующим образом:

• Инфекционный контроль
  • Уход за раной
  • Восстановление кровотока
  • Ампутация (при необходимости)
  • Уход за выздоравливающим
  • Инфекционный контроль

В соответствии с обнаруженными патогенными микроорганизмами применяется тот или иной вид антибиотиков. В зависимости от ситуации, их применение может продолжаться в течение достаточно длительного периода. Высота и иммобилизация голени (рис. 2) также очень важна. Это помогает избежать дальнейшего распространения воспаления.

Рис. 2

Уход за раной

Мертвая ткань удаляется инструментально. Вследствие сопровождающей нейропатии, (повреждения нервов), местной анестезии, как правило, не требуется. Эту механическую очистку часто приходится выполнять несколько раз. Кроме того, важен выбор правильной повязки на рану. Для каждого конкретного случая подбирается свой тип материала.

Следует, однако, напомнить, что заживление раны зависит от состояния организма в целом. Даже несмотря на оптимальный уход, заживления может не произойти и даже наоборот размер раны может увеличиться. Это может явиться следствием окклюзии (закупорки) сосудов, которая должна быть исправлена как можно скорее для предотвращения потери ноги или заражения крови.

Восстановление кровотока

В случае, если терапия не приводит ни каким положительным результатам, а так же если на ноге не ощутим пульс, восстановление кровотока является обязательной мерой. В подобных случаях какие-либо лекарственные или домашние средства не помогают. Только инвазивные меры, такие как установка катетера или процедура шунтирования, могут дать необходимый результат.

Краткосрочные закупорки или сужения сосудов могут легко быть устранены с помощью процедуры установки катетера (стентирование, баллонная дилатация).

Долгосрочные закупорки или сужения сосудов лечат только при прощупывании пульса на ноге. Для достижения цели может потребоваться установка шунта. Благодаря современным микрохирургическим техникам, шунты могут быть использованы в нижней части ноги или даже стопе (рис. 3). Эти процедуры могут проводиться даже в пожилом возрасте, чтобы избежать потери ноги.

Рис. 3

Ампутация

Ампутации должна происходить только после инфекционного контроля, лечения ран и восстановления кровотока. Ампутации никогда не должна применяться в качестве первой меры.

Различают так называемые «малую» и «крупную» ампутации. В первом случае ампутируется лишь стопа, так что сохраняется возможность полной нагрузки на ногу. Во втором, ампутация выполняется на уровне нижней части колена или бедра, в таком случае возможность ходьбы может быть восстановлена только с помощью использования протеза.

Важно также обратить внимание на возможность проведения мелких ампутаций в области стопы, так что большая часть несущих конструкций может быть сохранена. При использовании подходящих хирургических методов, можно говорить даже о сохранении пальцев, даже в случае глубоких ран на подошве стопы.

Ампутация у диабетиков с нарушением кровотока должна проводиться иначе, чем у диабетиков без таких нарушений. В первом случае раны часто не закрывают швом, а оставляют открытыми. Заживление происходит из глубины раны (вторичное заживление). Этот процесс занимает больше времени, однако является более безопасным, так как в глубинных слоях новые инфекции встречаются реже.

Уход за выздоравливающим

Лечение синдрома диабетической стопы не заканчивается выпиской из больницы. Надлежащий контроль и амбулаторное лечение раны являются обязательными. Очень важно пожизненное наблюдение у специалиста диабетолога и/или ортопеда. Только в этом случае последующие повреждения кожи (формирование роговицы, трещины, волдыри) могут быть выявлены и излечены на ранней стадии, до того они приведут к образованию глубоких ран и опасным инфекциям. Уход также включает в себя ношение специальной обуви, которая направлена на устранение точек давления (рис. 4).

Рис. 4

Расходы на терапию в таких случаях всегда оправданы, так как, таким образом, можно свести к минимуму возможность дальнейших осложнений, таких как ампутация и заражение крови.

Синдром диабетической стопы | Nord Klinik Allianz

Dr. med. Jan-Michel Otte Cтарший врач медицинской клиники I гастроэнтерологии и диабетологии Klinikum Bremen Mitte Подробнее
Prof. Dr. med. Johann Ockenga Руководитель клиники гастроэнтерологии и внутренней медицины